Понедельник, 16.09.2024, 22:50Приветствую Вас Гость | RSS
МВОУ: "ОСОШ" г.Реутов
Меню сайта
Категории каталога
Публичный отчёт [9]
Доклад о работе школы за 2007 - 2008 учебный год
Всё о ЕГЭ [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 80

Каталог статей


Главная » Статьи » Публичный отчёт

Компенсирующее обучение

  В школе функционирует система компенсирующего обучения, созданная еще в 1992 году. Она нацелена на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих определенные трудности в воспитании и обучении. Классы компенсирующего обучения рассчитаны на учащихся, которые не имеют отклонений в психическом или физическом развитии, но у них не сформированы опорные знания и умения.

Комплектование таких классов осуществляется на основании решения медико-психолого-педагогической комиссии при обязательном согласии родителей (лиц, их заменяющих). Заседанию комиссии предшествует серьезная диагностическая работа всех его участников. В качестве экспертов, оценивающих поведение ребенка, необходимость перевода его в класс компенсирующего обучения, участвуют родители, учителя, медики, психологи.

 

Учебно-воспитательный процесс реализуется:

·                 На основе базисного общеобразовательного плана;

·                 Обучение ведется по государственным программам;

 
 
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ

 

  1. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА ОПТИМИЗАЦИЮ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

Главная задача - оптимизация учебной работы, компенсации пробелов в знаниях. По каждому предмету скорректированы Типовые программы.

Основные принципы, заложенные в программы:

·       Усиление практической направленности материала;

·       Актуализация основных признаков изучаемых явлений;

·       Опора на жизненный опыт ребенка, на объективные связи в содержании изучаемого материала;

·       Соблюдение объема необходимости и достаточности;

Органичное включение в содержание учебных программ коррекционно-развивающего блока.

Урок в таком классе отличается от урока в обычном классе уже тем, что помимо триединой цели он включает в себя коррекционную цель. Первые две недели проходит диагностика уровня знаний учащихся. Выявление сформированности учебных умений, позволяющих двигаться вперед. Как показывает наш опыт работы, за этот короткий промежуток времени невозможно ликвидировать все пробелы в знаниях и сформировать необходимые учебные умения. Очень важно в этот период поставить реально достижимые цели, отобрать те знания и умения, которые  помогут учащимся почувствовать свои  силы, пробудят надежду и веру в успешность работы.

В основе успеха нашей работы в ККО лежит сложившаяся система общения учителя с учащимися. Работа учителя в основном строится в расчете на конкретного ученика, а в целом включает в себя мощное коррекционно-развивающее воздействие на развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся. Обязательным условием является соблюдение охранного режима. Именно организация работы на основе индивидуально-дифференцированного подхода дает возможность избегать физических,  психических перегрузок школьника, снять отрицательные факторы неожиданности, растерянности, страха, неуверенности. Наглядность, музыка – это очень помогает подростку лучше понять материал, настроиться на плодотворную работу, предотвращая те срывы, когда у них наступает торможение вследствие чрезмерной усталости, напряженности и переутомления.

 

Мы применяем самые  разнообразные  методы и приемы, позволяющие одновременно с обучением вести работы по коррекции:

·     Опорные карты и конспекты на уроках русского языка, литературы, истории;

·     Технологические карты на уроках  математики, биологии;

·     Опорные листы на уроках физики, химии;

·     Коллективные способы обучения на уроках гуманитарного цикла.

 

Стараемся на уроке доказать подростку его интеллектуальную состоятельность:

·       Во-первых, показать, что он что-то может в учебном процессе. Пока не так важно за какую оценку, но может. Например, используя игру «морской бой», учитель математики изучает системы координат.

·       Во-вторых, формируется мотив обучения:  если ходить в школу, стараться, то зачем;

·       В-третьих, формируется адекватное представление о собственных знаниях. Практикуем оценку «авансом»

 

Контрольно-оценочная деятельность учащегося в нашей школе имеет ряд особенностей:

1.     Оценка учащемуся ставится за каждый вид деятельности при соблюдении следующих параметров:

·       Оценка имеет характер психологической поддержки;

·       Не каждая оценка сопровождается отметкой в баллах;

·       Оценка не отсрочена во времени. Обсуждение результатов, разбор и анализ оценки проводится сразу, тогда, когда ученик еще «живет» выполненной работой.

На наш взгляд, в ККО понятие отрицательной отметки в процессе усвоения знаний должно отсутствовать. Отрицательная оценка – это сигнал для учителя и ученика о том, что данный ученик еще не вышел на нужный для положительной отметки уровень и нуждается в организации некоторой дополнительной индивидуальной работы по овладению данным разделом.

1.               Контролирующая деятельность учителя достаточно разнообразная.

Оценивать результаты образовательного процесса учащихся ККО чрезвычайно сложно. Они никак не могут отражаться в таком   традиционном параметре, как «качество» знаний.

Учитывая рекомендации психолога, опираясь на свой опыт работы, успешность обучения учащихся оцениваем по параметрам «коэффициент обученности» и «степень восприятия».

Коэффициент обученности – это уровень учебных достижений.

Для ученика обученность – это оценка результата его учебной деятельности.

Для учителя – оценка эффективности его работы и одновременно определение границы сложности заданий для успешной самостоятельности работы ученика.

 

Коэффициент обученности

       

 

n  количество оценок

m -  количество аттестованных учащихся

 

Уровень восприятия обусловливает ширину зоны ближайшего развитии, то есть то пространство, в котором ученик успешно взаимодействует с учителем в учебной работе.

 

 

n  количество оценок

m -  количество  учащихся по списку

 

 

2. ВТОРОЙ БЛОК – ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

 

За счет вариативной части Учебного плана были введен дополнительно 1 час на физическую культуру, ОБЖ, Этику и психологию общения.

Разработана программа по сохранению и развитию здоровья.

В рамках этой программы в школе :       

·                 Организовано горячее питание (для льготных категорий – бесплатно);

·                 Организованы оздоровительные моменты во время урока;

·                 Проводятся встречи с разными специалистами по медицине;

·                 Диспансеризация учащихся;

·                 Медицинский кабинет оборудован необходимым инвентарем;

·                 По рекомендации врачей ребята проходят курс лечения в городском медицинском комплексе «Брусничка»;

·                 В зимние и летние каникулы направляются в оздоровительные лагери за счет средств города.

 

1.ТРЕТИЙ БЛОК - ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Основная задача - это создание условий для личностного роста подростка.

Этот блок направлен на то, чтобы учащиеся получили необходимый запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, для того, чтобы «вписаться» в сегодняшние условия жизни и быть готовым активно в   них действовать.

В духовном становлении юных мы делаем акценты не столько на познавательные интересы, сколько на отзывчивость, добрые побуждения, даем возможность им самореализоваться, почувствовать себя значимым.

Все эти качества заложены в них, но приглушены.

Большое воспитательное значение играют ежегодные Конференции, посвященные солдатам-победителям в ВОВ, воинам интернационалистам, встречи с ветеранами.

 

2.     ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК - ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

 Направлена на обеспечение самоопределения учащегося в различных формах жизнедеятельности. На базе ККО созданы группы, которые через городской Центр занятости обеспечиваются рабочими местами в каникулярное и свободное от школы время. Проводятся встречи с представителями разных профессий.

Управление процессом компенсирующего обучения школы  – это часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается эффективная целенаправленность и организованность  деятельности коллектива школы во повышению ее образовательного потенциала, уровня его использования и как следствие, получение качественно новых результатов образования.
  

Коррекционно-развивающая служба школы  (КРСШ) решает задачи взаимопонимания и наиболее рационального подхода к проблеме создания менее комфортных условий обучения и воспитания.

КРСШ – это партнерство людей разных статусных ролей, должностей. Она построена на формах взаимодействия. В которых голос каждого имеет одинаковую силу.

Структура КРСШ

 

Коррекционно-развивающая служба школы:

ü  Административная служба

ü  Социально-педагогическая служба

ü  Психологическая служба

ü  Медико-валеологическая служба

Созданная в школе психологическая служба занимается диагностикой и профилактикой, при необходимости психологической коррекцией, консультированием и просвещением.

Психолого-медико-психолоигческий консилиум определяет содержание и направление работы с подростком.

Работа психолога школы направлена на адекватную социализацию подростков и их адаптацию в современных условиях. Работа психолога складывается из помощи главному «заказчику» - подросткам, учителям, родителям.

Взаимодействие психолога и учителя в значительной степени влияет на эффективность образовательного процесса.

Нами разработан алгоритм взаимодействия учителя с психологом по созданию и реализации индивидуальной программы развития и обучения подростка:

·                    Формирование учителем заказа школьному психологу;

·                    Изучение психологом подростка в соответствии с запросом учителя;

·                    Составление субъектами образовательного процесса  индивидуальной программы развития подростка;

·                    Реализация и коррекция программы

Результат работы ККО отразился на переводным экзаменах. 100% учащихся справились с заданиями на базовом уровне. 41% из них имеют стабильно повышенный результат обучения. Учащиеся ККО принимали в прошедшем учебном году участие в городских конкурсах, спортивных соревнованиях, занимая призовые места.

Анализ успеваемости учащихся 7 -8 классов (ККО) стабилен. В этих классах нет второгодников.

Таким образом, в системе компенсирующего обучения главной является социальная адаптация, которая представляет собой сложный процесс приспособления к условиям социальной среды, направленной на овладение новыми формами деятельности и связанной с изменением статуса индивида. Поэтому под социальной защитой  понимается система экономических и педагогических мер, направленных на осуществление гарантируемого государственного минимума бесплатного образования, которые через моделирование межличностных ситуаций общения профессиональную. Ориентацию готовят подростка к самостоятельной, конструктивной жизни.

 Внедрение в практику нашей работы системы компенсирующего обучения активно помогает учащимся, испытывающим трудности в усвоении программы, адаптируя их к социальным требованиям общества, позволяет при положительной динамике перейти в общеобразовательный класс.

Введение компенсирующего обучения принесло позитив школьной практике и для учащихся, и для педагогического коллектива, преобразовав учебное учреждение в адаптивную школу, которая организационно и содержательно приспособилась для обучения детей различного уровня способностей и возможностей и представляет собой гибкую систему, включающую в себя дифференцированные классы, общеобразовательные классы и классы с начальной профессиональной подготовкой.

 
Категория: Публичный отчёт | Добавил: Bochkareva (25.09.2008)
Просмотров: 7255 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0